В МАДОУ Детский сад № 208 прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения М.Карима. Воспитатели старших и подготовительных к школе групп провели открытые занятия по знакомству детей с жизнью и творчеством М.Карима; воспитанники ДОУ вмсете с педагогом-психологом и старшим воспитателем посетили школу № 31, где провели интервьюирование с учениками начальных классов на знание творчества известного писателя, так же подготовительные к школе группы посетили Модельную библиотеку № 38; был 21.03.19 был проведен конкурс чтецов поэзии М.Карима среди воспитанников всех возрастных групп; среди педагогов ДОУ была проведена интеллектуальная викторина, посвященная 100-летию Республики Башкортостан и 100-летию со дня рождения М.Карима.

IMG 7378

IMG 7412

IMG 7470

IMG 7530

IMG 7541

IMG 7499

 

Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Кризисы одного года, трех, семи лет. Что это? Как пережить?

В классической психологии выделяется ряд методологий, согласно которым принято проводить определенное разделение между тем, что мы привыкли называть "этапы развития личности".

Наиболее популярной является методология Эрика Эриксона, чуть менее распространена методология Зигмунда Фрейда и других авторов.

В рамках данной статьи мы постараемся обобщить и найти общие черты у различных методологий, посвященных этапам развития личности.

Первый этап – это рождение ребенка. В период от рождения до года у ребенка формируется психологический «фундамент» отношения в жизни, миру в целом и людям в частности. Формирование этого отношения обусловлено проявлением заботы к нему со стороны родителей, близких людей. Чем больше любви проявляется по отношению к ребенку – тем более доверчивым и позитивным он становится в будущей жизни.

Следующий этап развития личности – второй и третий год жизни ребенка. Этот период основывается на моторных навыках ребенка. Маленький человечек учится управлять своим телом, совершать различные действия. В зависимости от реакции родителей и воспитателей у ребенка формируется самостоятельность. Именно поэтому так важно на данном этапе позволять ребенку совершать действия самостоятельно, не ругать его и проявлять терпение к его желаниям делать всё самому. В противном случае, есть риск возникновения у ребенка чувства стыда за свою нерасторопность и отсутствие самостоятельности.

Третий этап – четвертый и пятый годы жизни. В этом возрасте ребенку свойственно проявление самостоятельности в выборе активности. Ему уже не так интересно подражание другим детям, у него формируется фантазия и возникает желание придумывать игры самому. В этот период крайне важно продемонстрировать важность того, чем занимается ребенок. В противном случае неизбежно возникает чувство вины, которое ребенок способен пронести в следующий этап.

Четвертый этап – возраст от шести до двенадцати лет. Соответствует возрасту начальной школы. В данном возрасте ребенок проявляет инициативу в реализации своих творческих способностей. Здесь важно поощрение со стороны окружения. Если ребенок не будет получать поощрений за свою деятельность, то на подсознательном уровне получит метку «неполноценности». Что в последствие может негативно сказаться на успеваемости и желании самореализации.

Пятый этап – подростковый возраст. От 12 до 18 лет. В этот момент ребенок пытается провести собственную идентификацию в плане принадлежности к одной из социальных ролей. Именно в этот период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах. Зачастую имеет место, так называемая, негативная идентификация, т.е. отождествление себя с противоположностями от ожиданий своего окружения (примеры: наркоман, малолетний преступник, и пр.).

Шестой этап – это первый этап развития личности у взрослого человека. По сути, длится он от момента окончания юности до начала зрелости. В этот промежуток времени человеку крайне необходима близость (причем не только физическая) с другим человеком. На данном этапе формируются семья, и появляется любовь. Также возникает потребность в проявлении заботы.

Седьмой этап – этап заботы о потомках. Относится к первому этапу развития личности зрелого человека. Как правило, связан с тем, что человек уже добился определенных успехов в жизни и наступает время о том, чтобы задуматься о судьбах подрастающего поколения. Что интересно, данная особенность никак не связана с наличием у него детей. Однако, те, у кого не выработалось чувство сочувствия и сопричастности к человечеству на данном этапе сосредотачиваются на себе, что зачастую является причиной возникновения кризиса среднего возраста.

Восьмой этап – этап осознания собственной цельности. Возникает в тот момент, когда человек уже покорил все самые большие высоты в своей жизни. Этот этап развития личности связан с раздумьями, спокойным времяпрепровождением. Возникновение этого этапа наступает лишь в случае удовлетворенности собственной жизнью. В противном случае человеку остается лишь страдать и испытывать угрызения совести насчет тех возможностей, которые он упустил в течение своей жизни. Результатом данного этапа становится полученная за годы жизни мудрость.

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

Он бывает у всех детей, но проявляется по-разному. Может начать появляться в диапазоне от 10 месяцев до 1,5 лет. И длится от нескольких недель до года.

Признаки:

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

Причины:

Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.

Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!

                              Что делать?

  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.
  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.
  5. По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
  6. Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.
  7. Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру. Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Причины:

Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребёнок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Дима хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Признаки:

  1. ребёнок становится истеричным, даже без особой причины;
  1. совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  2. постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  3. на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  4. отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  5. пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  6. попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Что делать?

  1. Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.
  2. Научитесь справляться с истериками ребёнка. В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя? В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы.
  3. Научитесь отказывать. Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребёнок должен о них знать.

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Причины:

Еще совсем недавно ребенок был полностью открыт миру. Все чувства, все эмоции были написаны у него на лице, и всегда было понятно, что он сейчас чувствует, почему огорчается и чему радуется. Теперь все сложнее. В психологии этот процесс называется потерей непосредственности и импульсивности. Вместо первого (и, заметим, основного) порыва «Я хочу!» теперь появляется идея «А что за этим будет?».

Разумеется, семилетний ребенок тоже может полезть проверять глубину самой большой во дворе лужи только потому, что ему очень этого захотелось. Но теперь он в той или иной мере будет просчитывать последствия этого мероприятия. И, во всяком случае, попытается привести потом себя в более-менее приличный вид, чтобы мама не очень ругалась.

Игра, которая в дошкольном возрасте была для ребенка жизненно необходима, отходит на второй план. Она очень много дала малышу: именно в ней он учился выстраивать отношения, проигрывал различные социальные роли, игра была основным способом познания мира. Но сейчас ее познавательные функции практически исчерпаны. Нужно что-то другое. Что именно – ребенок пока и сам не знает. Взрослая жизнь притягивает его, как магнит. На это и нужно сделать ставку.

Ребенок сейчас может и хочет учиться. И, кстати, необязательно читать и писать. С не меньшим энтузиазмом он будет учиться вышивать, петь, строгать и ухаживать за животными. Пришло время для обучения, для вхождения в новый, школьный социум.

Признаки:

  1. Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
  1. Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
  2. Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
  3. Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
  4. Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
  5. Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.

Что делать?

  1.  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
  2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи – в детдомах и интернатах. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи. К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Опека в семье – система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Тактикой “невмешательства” - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Сотрудничество- тип взаимоотношений, строящийся на совместной деятельности детей и взрослых. Такая семья существует как единый организм, в котором личные задачи опосредуются коллективными.

Существует 3 стиля родительского поведения – авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплину. При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают.

Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе. Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

                                                                                                                     «Все завершил. Покончил с мелочами,

                                                                                                                      И суета осталась позади…
                                                                                                                                      И вот сейчас с рассветными лучами
                                                                                                                                 Птиц выпускаю из своей груди».
                                                                                                              Из стихотворения Мустая Карима «Птиц выпускаю»

 

Муста́й Кари́м (Мостай Кәрим, настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов, Мостафа Сафа улы Кәримов; 20 октября 1919 — 21 сентября 2005) — башкирский советский поэт, писатель и драматург. Народный поэт Башкирской АССР (1963). Герой Социалистического Труда (1979). Лауреат Ленинской (1984) и Государственной премии СССР (1972). Член ВКП(б) с 1944 года.

Он родился в ауле Кляш в 30 километрах от Уфы в обычной крестьянской семье. Сейчас при въезде на главную улицу деревни стоит общественный колодец, на нем табличка: «Здесь источник поэзии Мустая Карима. Не испив его, не проходите мимо!» Надпись появилась здесь в день шестидесятилетия писателя в 1979 году.

Так получилось, что в школу Карим поступал целых три раза.

В первый раз, в 1926 году, не набралось достаточно желающих учиться. В следующем году он заново пошел в первый класс, но проучился всего полтора года. В третий раз Мустафа поступил в школу лишь в 11 лет. Тогда в одном классе учились дети разных возрастов. Вместе с будущим писателем грызли гранит науки его двоюродный брат, который был старше на пять лет, и младшая сестренка – шестилетняя Салиса. Кстати, всего в семье у Каримовых было двенадцать детей.

У его отца было две жены – старшая мать (она и воспитывала Карима) и младшая.

Карим считал своей родной мамой старшую, но оказалось, что он – сын младшей. Кстати, последняя очень уважала неродную мать своего сына, и именно она позже стала героиней повести «Долгое-долгое детство». Идея написать эту историю зародилась у Мустая Карима после прочтения книги «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Со многим в книге он был не согласен и решил создать свой вариант.

Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов "Отряд тронулся", в 1941-м - вторая "Весенние голоса". С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений.
           Мустай Карим относился к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в "золотой фонд" нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту.      Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира.
Наиболее известные произведения: сборники стихов и поэм "Черные воды", "Возвращение", "Европа-Азия", "Времена", пьесы "Страна Айгуль", "Похищение девушки", "В ночь лунного затмения", "Салават. Семь сновидений сквозь явь", "Не бросай огонь, Прометей!", повести "Радость нашего дома", "Таганок", "Помилование", "Долгое-долгое детство".

 

Мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения М.Карима

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ?

     Критериями готовности ребенка к школе являются:

ü  физическая,

ü  нравственная,

ü  психологическая,

ü  мыслительная готовность.

Физическая готовность:     это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

     Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.

     Нравственная готовность определяется следующими показателями:

vумение строить отношения с учителем;

vумение общаться со сверстниками;

vвежливость, сдержанность, послушание;

vотношение к себе (отсутствие заниженной самооценки);

     Психологическая готовность:

vэто твердое желание учиться, получать знания;

v понимание важности и необходимости учения;

vэто умение слушать учителя и выполнять его задания

vумение общаться со сверстниками и взрослыми;
(такой ребенок ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

vэто определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

vРазвитие школьно значимых психологических функций:

  1. развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  2. пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  3. координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
    1. развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
    2. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
    3. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

     Мыслительная готовность: — это развитие мышления и речи.
     Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
     Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
     Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве.

К 1 классу ребенок должен знать:

vсвое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

vвремена года, названия месяцев, дней недели,

vуметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

vуметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

vуметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.

vуметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).

v  уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

v  иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях,

            о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

vИметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.

vУметь культурно общаться с другими детьми.

vСлушать старших и выполнять их распоряжения.

Памятка родителям от ребенка

     Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.    

     Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.    

       Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.    

     Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.    

       Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя.    

     Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными.    

     Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Всем люди могут ошибаться. Никто не совершенен.    

       Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.    

     Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.    

       Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.    

Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожею на вас.    

       Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.    

Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.